Стеклопластик, как материал для формовки, нашел широкое применение в России. Изготовление данного вида технологической оснастки является ответственной и трудоемкой работой, от конечного результата которой зависит качество будущих изделий.
Изготовление стеклопластиковых форм
Стеклопластик, как материал для формовки, нашел широкое применение в России. Изготовление данного вида технологической оснастки является ответственной и трудоемкой работой, от конечного результата которой зависит качество будущих изделий. Матрицы из стеклопластика используются для достижения различных целей. Прежде всего, для производства изделий из самого стеклопластика с помощью целого ряда доступных методов: литья, впрыска, распыления, холодного прессования, контактного формования вручную. Используют стеклопластиковые формы и для решения прочих задач: литья бетона, пены на полиуретановой основе, вакуумного формования стекловолоконного композита.
Для всех перечисленных способов применения формы из стеклопластика не имеют принципиальных отличий. Разница – в выборе сырья для матриц, методах опирания инструментов для работы и укрепления форм. В зависимости от назначения, требования к этим изделиям могут иметь чисто специфический характер, но некоторые из них являются общими:
- неизменность размеров;
- поддержание стабильного температурного режима;
- противостояние износу;
- длительный рабочий ресурс.
Как показывает практика, выбор формовочного материала и конструкция стеклопластиковых матриц еще не является гарантией их долговечности. Не менее важным фактором выступает и обращение исполнителей со стеклопластиковыми матрицами. Если они предусмотрительно оснащены съемниками, направляющими, подъемными петлями, процесс обработки выполняется точными инструментами – такие изделия прослужат значительно дольше.
Вне зависимости от назначения, в стеклопластиковой форме обязательно должны присутствовать два слоя. Первый – каркасный слой. Его еще называют внутренней отливкой. Каркас обеспечивает жесткость и прочность матрицы. Вместе с ним, для удобства работы, рекомендуется отливать всевозможные направляющие, ручки, съемники, ножки и т.д. Вторым слоем будет декоративное покрытие наружной поверхности. Он выполняет формообразующую функцию, являясь решающим в вопросе качества производства будущих изделий.
К рабочим помещениям, в которых изготавливают матрицы, тоже предъявляются определенные требования по температурному режиму. На какой бы стадии не находилось производство форм, температура в помещении не должна опускаться ниже 18 градусов. Это же относится к материалам и модели с которой снимается форма (болвану). Нарушение микроклимата чревато негативными последствиями, ведь выравнивание температуры банки полиэфирной смолы, даже ели она поднята с пола на стол, может длиться на протяжении целой недели. Оптимальная рекомендованная температура помещения для производства матриц из стеклопластика составляет +20-23 ºС. Этапы изготовления формы нужно тщательно планировать, особенно формовку декоративного слоя. Все материалы должны иметь соответствующую температуру, этапы не должны иметь накладок. Учитывая то обстоятельство, что наружную оболочку делают в течение 5 дней, лучше всего начинать эту работу в понедельник, оставив для отверждения конец недели.
Применение матриц из стеклопластика
Удобные и долговечные стеклопластиковые формы нашли применение во многих областях. Они широко используются в промышленном и гражданском строительстве для изготовления декоративных архитектурных элементов:
- карнизов,
- колонн,
- угловых элементов,
- наличников,
- кронштейнов,
- молдингов,
- медальонов,
- барельефов и многих других объемных деталей из гипса, стеклофибробетона, стеклокомпозита и прочих отделочных материалов.
С большим успехом применяются матрицы из стеклопластика и в автомобилестроении. С их помощью изготавливают бампера, приборные панели, элементы отделки салона, руля. Используются удобные формы и в авиационной промышленности. Носовая часть всех современных легкомоторных самолетов выполняется из стеклопластика, отлитого в матрицах из аналогичного материала. Литые элементы можно увидеть и в кабине пилота. Легкость, прочность и другие свойства стеклокомпозита, которые ценятся в производстве самолетов, вызывают уважение у авиастроителей. В больших авиалайнерах помещение для пилотов и салоны тоже изобилуют элементами отделки, изготовленными в стеклопластиковых матрицах. Не отстают от авиазаводов и судостроители, где аналогичные формы давно уже в ходу, особенно при постройке океанских яхт. Современные железнодорожные вагоны выпускаются с многочисленными литыми элементами, для производства которых нужны формы. Стеклопластик для этой цели подходит, как нельзя, кстати, в силу своей прочности и долговечности, выдерживая длительный срок эксплуатации, пропуская через одну матрицу десятки, а то и сотни деталей.
Нашли свое применение формы из стеклопластика и для производства всевозможных емкостей, бордюрного камня, брусчатки, еврозаборов, желобов и многих других изделий.